«СНИП» 2013. Интервью с М.М. Посохиным

В июле исполняется 65 лет народному архитектору России и, академику, генеральному директору ГУП «Моспроект-2» Михаилу Посохину. Этот архитектор и градостроитель известен как автор более чем 250 проектов зданий, создающих облик современной Москвы. Кроме того, незадолго до своего юбилея Михаил Михайлович был переизбран на второй срок на должность Президента Национального объединения проектировщиков.

«СНИП» присоединиля к поздравлениям многочисленных друзей и коллег юбиляра и расспроси его о работе ГУП «Моспроект-2», о деятельность НОП, о саморегулировании в целом а также о будущем градостроительства в России.

Одним из недавних предложений Посохина стало создание коллегии национальных объединений СРО строительной сферы

Прошедшей осенью Михаил Посохин был переизбран на должность президента НОП

Михаил Посохин: «Освоение территории должно отталкиваться от понимания ее перспектив, от выстраивания стратегии ее развития»

«СНИП»: Прошлый год стал юбилейным для возглавляемого вами ГУП «Моспроект-2». Какова сегодня роль предприятия в формировании архитектурного облика столицы?

— Ровно 50 лет назад было создано Управление по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2» имени М. В. Посохина. Цель — проектирование уникальных архитектурных объектов преимущественно в центральной части Москвы. Судить о роли любого предприятия подобного уровня I нужно по реализованным проектам. Наша главная работа — это город для человека.

За период с 1972 по 2008 год коллективом управления было создано более 250 проектов общественных зданий и сооружений, многие из которых построены или строятся и уже стали знаковыми в формировании современного облика столицы и ее центра.

Moгу, в частности, привести примеры уникальных проектов, связанных с реставрацией, реконструкцией и воссозданием утраченных зданий. Это старый Гостиный Двор, торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд», восстановление после пожара выставочного зала «Манеж», воссоздание и превращение в уникальный дворцовый комплекс Государственного музея-заповедника «Царицыно». Ну и, конечно, особое место в этом ряду занимает воссоздание собора Русской православной церкви — храма Христа Спасителя. В числе реконструированных православных храмов также храм Покрова Пресвятой Богородицы и храмовый комплекс Патриаршего подворья Живопачальной Троицы в Орехово-Борисово.

Среди объектов деловой инфраструктуры можно выделить торговый комплекс «Балчуг Плаза», деловой центр «Новинский, 31» на Кудринской площади, многофункциональный объект «Лотге-Плаза», торговый центр «Дружба», находящийся рядом с метро «Новослободская», многоцелевой комплекс на площади Павелецкого вокзала.

Начиная с 2008 года «Моспроектом-2» было спроектировано еще 53 объекта, из которых 11 уже готовы, а 12 находятся в процессе строительства. В настоящее время коллектив принимает активное участие в реализации программы возведения 200 православных храмов в Москве.

В 2008 году успешно завершены работы по капитальному ремонту кабинета премьер-министра России и представительских помещений Дома правительства. В 2010 году закончено строительство Дома приемов президента РФ на территории государственной резиденции «Горки-9». В этом же году закончена реконструкция Общенационального мемориала воинской славы в Александровском саду с организацией мемориала «Вечный огонь» на Поклонной горе. Эта наша работа была удостоена высокой профессиональной награды — Золотого диплома международного фестиваля «Зодчество-2011».

В 2011 году закончены реставрация и реконструкция объектов на территории Московского Кремля: Большого Кремлевского дворца «Собственная половина Государя Императора», Зимний сад, Потешного дворца и прилегающих строений. В том же году завершена вторая очередь реконструкции, реставрации и технического оснащения комплекса зданий Государственного академического Большого театра.

Есть среди наших работ и объекты здравоохранения. В 2011 году мы сдали Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии на улице Миклухо-Маклая. Этот объект построен по последнему слову техники и не имеет аналогов в России. Он стал обладателем Гран-при международного фестиваля «Зодчество-2011» — Российская национальная архитектурная премия «Хрустальный Дедал».

«СНИП»: Сегодня много говорят о повышении инвестиционной привлекательности регионов России, о развитии территорий с экономической точки зрения. С чего, на ваш взгляд, следует начать эту работу?

— Мы действительно очень много говорим о привлечении инвесторов, но зачастую смотрим на эту проблему довольно узко, точечно. Я считаю, что нужно в корне менять подход к данному вопросу. Задачу привлечения инвестиций следует решать с точки зрения экономической проработки территорий страны. Предприниматель должен вкладывать не в конкретный объект, а обладать информацией о регионе в целом с учетом перспектив его развития. Поэтому в первую очередь необходимо решить вопрос по проработке генеральных планов территорий России. Проектировщикам, строителям, инженерам-изыскателям и всем заинтересованным в качественном развитии нашей одной из ведущих отраслей экономики на государственном уровне необходимы специалисты по решению вопросов градостроительства, по рассмотрению по и утверждению градпланов. Только такой подход позволит продвигать инвестиционную политику государства.

Развитие территорий должно отталкиваться от понимания ее перспектив, выстраивания стратегии ее развития. Последняя, в свою очередь, начинается с создания схемы расселения: где люди будут жить, где они будут работать, чем будут зарабатывать себе на жизнь. А уже под эти планы следует развивать инфраструктуру, в том числе транспортную, энергетическую, производственную. Не менее важно решить сложную задачу, связанную с удержанием большой территории небольшим по численности населением.

Такую задачу мы не первые решаем в мире — есть опыт Канады. Австралии, где плотность населения не превышает четырех человек на один квадратный метр. В России сегодня примерно вдвое больше. При этом, скажем, в регионах Дальнего Востока — менее одного человека. Это почти критическое значение. Нам необходимо обеспечить компактное расселение наших граждан вдоль границ и побережья, закрепляясь там при одновременном вахтовом освоении континентальной части. Мы должны выбирать места для комфортного проживания. В частности, Хабаровск и Сочи — практически на одной географической широте. Владивосток — очень благоприятное место для жизни. Или возьмите, скажем, в качестве примера Красноярск — в начале прошлого века его население составляло 75 тыс. человек, сегодня это город-миллионник.

Еще один очень важный момент. Россия — большая страна, и проблемы, которые стоят в ее европейской части, мало напоминают те, с которыми сталкивается государство в Сибири и па Дальнем Востоке. Рассмотрим Московский регион. Сегодня в этой агломерации проживает более 10% населения страны. Необходимо создавать условия, при которых люди будут охотно уезжать в другие субъекты, и будет сокращаться приток населения в города-миллионники. О чем конкретно речь? Это в первую очередь жилье и рабочие места, социальная защита, высокие стандарты качества жизни. Человек, живущий в России, должен получать услуги одного качества и объема в Москве, Питере, Красноярске, Хабаровске, Ханты-Мансийске и в любом другом городе. В 2012 году было введено 65 млн м2 жилья, но 30% от него было построено в европейской части России: в Москве, Ростове, Санкт-Петербурге, Московской области, Лен. области. Один Московский регион ввел жилья столько же, сколько и весь Дальний Восток, — 7 млн м2.

Все меры господдержки — жилищные субсидии, жилищные сертификаты, переселение северян, молодых ученых и военнослужащих — идут именно в европейские регионы. Если нам надо решить проблему удержания большой территории малым населением, то необходимо придавать иной вектор заселения — в направлении Сибири, Дальнего Востока и малоосвоенных регионов Центральной России. Но это проблема, которая требует дополнительного осмысления, обсуждения и выработки взвешенных подходов. Если мы даем деньги на жилье, пусть человек едет в те регионы, где он необходим со своим интеллектом, талантом, руками. И это не могут быть только Москва или Санкт-Петербург. Такое «выравнивание» должно происходить в том числе за счет федерального бюджета, грамотной инвестиционной политики. Плюс создание рабочих мест, стимулирование жилищного строительства, госпрограммы, ведомственные целевые программы — все в комплексе.

«СНИП»: Каков ваш взгляд на развитые рынка арендного жилья в России? Что необходимо для эффективного развития данного направления?

— Проектирование квартир под арендное жилье общей площадью 14 или 16 м2 — это неправильно. Арендное жилье не может быть резервацией, это доходные дома. Исторически доходные дома существовали для самых разных слоев населения, в том числе и для вполне обеспеченных. Это просто жилье, сдаваемое в аренду.

Мы должны прежде всего развить законодательную базу, которая позволит операторам (всем тем, кто занимается в этой сфере инвестированием, строительством, проектированием, получением кредитов) нормально работать. Это операторство должно иметь очень четкую законодательную основу, юридические условия и прочее. А дальше можно где угодно строить. Если человек является собственником жилья — ему решать, что с ним делать, — сдавать в аренду или еще что-то.

Почему-то сегодня много говорят о том, что в процессе создания рынка арендного жилья должно принимать участие государство. А почему обязательно? Раньше богатые крестьяне строили доходные дома в Москве и владели ими. Загонять сразу это в какие-то государственные программы я считаю неправильным. И еще раз подчеркиваю, что главной проблемой является путаница в законах. Они зачастую противоречат друг другу. И этот клубок противоречий мешает развитию любой коммерческой инициативы в нашей стране. Локально, по каждому вопросу нужно принимать необходимые законы, учитывающие любую судебную перспективу. Должно быть прописано все, начиная от земли и заканчивая платежами арендаторов.

Заметьте — процент арендосъемщиков в богатых странах значительно выше, чем в бедных. Потому что условия жизни на всей территории экономически развитых стран по своим социально-бытовым показателям практически одинаковые. Они могут разниться по климату, но по уровню проживания — равны. И человек может свободно перемещаться за своим интересом — туда, где лучше условия труда и выше заработок. А у нас в стране в этом смысле, по сути, существует только Москва, Петербург и с какой-то натяжкой, может быть, еще Екатеринбург. И этот фактор блокирует все грамотные представления об арендном жилье. Потому что в масштабах государства данный рынок может успешно функционировать только тогда, когда производственные отношения достаточно развиты, и человек ничего не теряет, перемещаясь по территории страны. Когда он может свободно искать работу, выбирать территорию своего поселения и не иметь ущерба ни для себя, ни для страны. Фактор, на это влияющий, — это в первую очередь стратегическое развитие территорий.

«СНИП»: Михаил Михайлович, про — шло уже полгода с момента вашего переизбрания на должность президента НОП. Каких результатов в реализации заявленных основных направлений деятельности объединения удалось добиться за это сравнительно непродолжительное время?

— Важнейшей задачей Национального объединения проектировщиков является защита интересов проектного сообщества. Под этим широким понятием подразумевается в первую очередь работа над совершенствованием законодательной базы в тесном взаимодействии с саморегулируемыми и проектными организациями, а также с органами государственной власти и местного самоуправления.

Решения, принятые Советом НОП, реализуют органы объединения — комитеты (их всего 11 плюс постоянно действующая междисциплинарная группа), координационные советы, окружные конференции, девять координаторов СРО по федеральным округам и Москве, 56 региональных представителей в субъектах РФ, рабочие группы, аппаратной.

На сегодняшний день подписаны соглашения о взаимодействии с органами государственной власти Москвы, Саратовской, Липецкой и Тюменской областей по вопросам развития саморегулирования, актуализации нормативной и законодательной базы технического регулирования градостроительной деятельности, совершенствования системы подготовки кадров и подтверждения квалификации специалистов. И мы считаем, что работу по развитию отношений с властями, в том числе и региональными, необходимо продолжать.

Кроме того, национальным объединением проводится большая работа по совершенствованию законодательной базы в части проектирования. Мы готовим заключения по законопроектам, вносим свои предложения и дополнения с последующим представлением их в федеральные органы государственной власти. В частности, НОП выступал за раскрытие и конкретизацию понятия информационной открытости СРО. Основополагающий ФЗ «О саморегулируемых организациях» не содержит принципа информационной открытости партнерств. Нами было предложено внести его в закон. Под принципом информационной открытости деятельности СРО понимается размещение информации об организации по уникальному адресу в сети Интернет и обеспечение беспрепятственного и постоянного доступа к ней неограниченному кругу лиц. В июне Совет Федерации одобрил ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций». Его концепция как раз и заключается в повышении информационной открытости СРО. Свои предложения по данному законопроекту, разработанные комитетом законодательных инициатив и правового обеспечения НОП с учетом мнений саморегулируемых организаций — членов ПОП, мы предоставляли в Минэкономразвития.

Поправки были направлены па обеспечение достоверности сведений саморегулируемых организаций (особенно в части ведения реестра членов партнерства) и на исключение избыточной информации, которую СРО обязана размещать на своем сайте.

Помимо этого Минэкономразвития и Комитетом Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству были приняты и учтены предложения НОП по проекту ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Поправки касались проведения двухэтапного конкурса для заключения контракта на выполнение проектных работ, введения предквалификационного отбора и установления специфических требований для претендентов на контракт (таких как профессиональная квалификация, программная и техническая оснащенность, финансовые ресурсы для исполнения контракта, опыт, деловая репутация и тд.).

Кроме того, комитетом по страхованию и финансовым рискам НОП разрабатывались поправки к федеральным законам, касающимся уточнения предмета страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций.

Приятно осознавать, что властные структуры взяли курс на совместную работу с профессиональным сообществом по вопросам совершенствования законодательной базы, регулирующей отрасль. В частности, в мае текущего года в адрес Национального объединения проектировщиков поступило письмо заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака с просьбой представить позицию НОП по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность саморегулируемых организаций и их национальных объединений в строительстве, проектировании, инженерных изысканиях и экспертизе.

«СНИП»: Одним из последних предложений ИОП стало создание коллегии национальных объединений СРО в области проектирования, строительства и инженерных изысканий. Расскажите об этой инициативе.

— Предложение о создании коллегии было высказано мною в рамках Дня саморегулирования в строительной отрасли в декабре 2012 года. Основной целью работы данной структуры должно стать развитие и укрепление сотрудничества национальных объединений СРО строительной отрасли в интересах создания благоприятных условий для развития саморегулирования и предпринимательства. Создание коллегии позволит выработать консолидированную позицию по общим вопросам саморегулирования и проблемам развития этого института. Совместными усилиями также будут подготовлены предложения о предоставлении права национальным объединениям производить выдвижение наиболее отличившихся представителей проектно-строительной отрасли на государственные награды, звания и премии.

«СНИП»: Обозначьте основные направления деятельности Национального объединения проектировщиков на ближайшую перспективу. Есть ли у вас какие-либо пожелания коллегам из других национальных объединений СРО?

— Целесообразно выделить пять основных направлений деятельности, над которыми работает и будет работать НОП. Среди них: совершенствование проектной базы, законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, а также методологии в области саморегулирования; защита российского рынка проектных услуг и профессиональных интересов архитекторов и проектировщиков; совершенствование системы в области профессионального образования; создание коллегии представителей национальных объединений; формирование единого информационного ресурса проектной отрасли.

Для реализации всего перечисленного Национальному объединению проектировщиков необходимо входить в утвержденный перечень организаций, участвующих в протокольных мероприятиях президента, правительства, Государственной Думы, Совета Федерации. Всем национальным объединениям в строительной сферы следует выступать единым фронтом и предоставлять в органы исполнительной и законодательной власти консолидированную позицию по общим вопросам саморегулирования. По каждому протокольному мероприятию необходимо предоставлять им свои предложения и наработки в части, касающейся развития саморегулирования. Изменения, вносимые в законодательство в области саморегулирования, должны проходить при нашем непосредственном участии и с учетом мнения всех представителей сообщества.

Разработка
и поддержка сайта